09:21 муз.рук. Маркина М. А. |
Основная задача музыкального образования дошкольников состоит в том, чтобы приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому материалу. Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи. Взаимодействие музыкального руководителя и семьи актуально на современном этапе развития образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет родителей (законных представителей) как непосредственных участников воспитательно-образовательного процесса детского сада. ДОУ призвано помочь, направить, дополнить и поддержать воспитательскую деятельность родителей, оказать квалифицированную помощь, создать условия для активного участия родителей (законных представителей) в образовании и воспитании детей. Цель: Построение партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников для решения задач музыкального образования детей. Задачи: вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через разнообразные формы дифференцированной работы; активизировать участие родителей в мероприятиях ДОУ, приобщить их к музыкальному искусству, способствовать развитию совместной музыкально-художественной деятельности родителей и детей. Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Важно акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей. Взаимодействие с родителями в нашем ДОУ строится по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Сотрудничество с семьями воспитанников по музыкальному образованию осуществляем через разные формы работы: Информационно – аналитические: анкетирование, тестирование; Наглядно – информационные: стенды, альбомы, папки-передвижки, фото – выставки, информационные листы; Познавательные: родительские собрания, рекомендации, индивидуальные беседы, круглые столы, совместное создание развивающей среды; Досуговые: открытые просмотры музыкальной деятельности, совместные праздники и развлечения, дни здоровья, экскурсии, выставки, творческие конкурсы, совместные проекты. Привлечение к созданию и оформлению музыкальной предметно-пространственной образовательной среды. Наибольшая результативность проявляется в ходе использования таких форм работы, как: проведение совместных с родителями праздников, развлечений, конкурсов, совместных театрализованных представлений, шумовой оркестр, совместные выступления детей и родителей; изготовление совместно с родителями нетрадиционных музыкальных инструментов; привлечение родителей к участию детей в городских мероприятиях; выступления на родительских собраниях; организация совместных детско-родительских проектов; совместное посещение концертов; приглашение учащихся музыкальной школы - выпускников детского сада. Положительно зарекомендовали себя “Дни открытых дверей”. Знакомим родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении. Большую роль в построении партнёрских взаимоотношений играет совместная подготовка и проведение кукольных театров и драматизаций. Родители совместно с музыкальным руководителем изготавливают декорации и костюмы, помогают выучить слова постановки. Итогом является показ детьми драматизации на родительском собрании. Многие родители, принимая активное участие в мероприятиях, раскрываются как артисты, оформители, костюмеры, а также лучше начинают понимать вопросы воспитания и развития детей в детском саду. Совместные мероприятия позволяют укрепить детско-родительские взаимоотношения, сблизить родителей со своими детьми. При этом устанавливается тесный контакт между родителями и детьми. Такие мероприятия повышают детскую самооценку, формируют самостоятельность и развивают творческий потенциал каждого ребёнка с учётом его индивидуальности. Конечно, такие формы работы с родителями требуют тщательной подготовки к нему музыкального руководителя, поскольку он определяет содержание выступлений, ход встречи, оформляет наглядные пособия, разрабатывает рекомендации. Но такие встречи активизируют родителей, привлекают их к решению педагогических задач, которые осуществляет музыкальный руководитель в работе с детьми и, что очень важно, повышают личный авторитет педагога Использование разнообразных форм работы даёт возможность улучшить качество музыкального воспитания детей в детском саду и приводит к тесному взаимодействию музыкального руководителя и семьи. На основе наблюдений и по итогам анкетирования, мы распределили родителей по уровню их готовности к сотрудничеству с детским садом с целью развития музыкальных и творческих способностей детей. Родители-активисты: сентябрь 2014 г. - 8ч., апрель 2015 г. - 12ч. Родители-исполнители: сентябрь 2014 г. - 6ч., апрель 2015 г. - 9ч. Пассивные наблюдатели: сентябрь 2014 г. - 10ч., апрель 2015 г. - 3ч. Подводя итог, можно сказать, что к концу учебного года очень многие родители, участвовавшие в открытых просмотрах, собраниях, индивидуальных беседах, как бы стали на ступеньку выше. Они уже имеют представление о том, что должен в данном возрасте знать и уметь их ребенок. Родители вырастают в своей самооценке как воспитатели собственных детей. У них появляется уверенность в своих силах и они точно знают, чем занять ребенка и как это сделать. Дошкольникам также понравилось такое сотрудничество, это придало детям уверенность в своих силах, они оценили участие родителей и стали гордиться их успехами. Такой подход устраняет отчуждённость, решает многие проблемы детско – родительских отношений. Таким образом, совместная деятельность всех участников воспитательно - образовательного процесса дает безграничные возможности развития творческого потенциала, партнерских отношений и целостного, индивидуального развития личности ребенка. А использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников является отправной точкой организации гармоничного взаимодействия родители-дети-педагоги. «Использование новых форм взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ» Елена Вострикова Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Только при тесном сотрудничестве педагогов ДОУ и родителей, на всем протяжении дошкольного детства ребенка, может быть достигнут положительный результат. Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не уди-вишь. Но, как показывает практика, отношение родителей к деятельности ДОУ, прежде всего, зависит, от инициативы администрации и педагогов, от качества решения вопросов педагогического просвещения родителей. В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе Федеральных государственных требований. Учитывая новые требования к взаимодействию ДОУ с семьей, ре-шила внедрить в свою работу новые формы работы с родителями с целью развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Всю работу по взаимодействию с родителями я разделила на три на-правления. Это: 1. Информационно – аналитическое направление С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для выявления досуговых предпочтений я провожу анкетирование в каждой возрастной группе «Ребенок и музыка» и «Совместный досуг». Получив реальную картину, на основе собранных данных, анализируется специфика семьи,музыкальные общесемейные и детские предпочтения, особенности семейного досуга, обдумывается тактика общения с родителями. Я определила для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Этот критерий отражает не только количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, но и участие родителей в подготовке и проведении совместных мероприятий, помощь родителей в оснащении педагогического процесса (создании музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ и группы). Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной музыкально-досуговой деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей. Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы музыкального руководителя и воспитателей, направленной на развитие музыкальных способностей детей. Родители – исполнители, которые принимают участие в совместной деятельности при условии значимой мотивации, личной заинтересованности; Родители – наблюдатели. Это родители, которые являются сторонними наблюдателями пед.процесса, не желающие участвовать в каких-либо мероприятиях. 2. Информационно-познавательное направление Главной целью в этом направлении стала цель обогащения родителей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей; 2. Способствовать изменению взглядов родителей на музыкальное воспитание ребенка в условиях ДОУ и семьи. В нашем детском саду созданы все условия для организации педагогического просвещения родителей. Совместная работа специалистов ДОУ (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, психолог, логопед, старшая медицинская сестра) по реа-лизации образовательной программы обеспечивает педагогическое со-провождении семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. Для повышения педагогической компетентности родителей я ис-пользую активные формы: -Выступления на родительских собраниях с консультациями, мас-тер-классами, презентациями («Изготовление костюма», «Подарите детям праздник!», «Скоро Новый год!», «Украсим квартиру к празднику» и др.); - День открытых дверей. Видео-презентация «Музыкальное воспитание в семье»; - Совместное создание предметно – развивающей среды; - Индивидуальные беседы с детьми и родителями ("Итоги промежуточного и итогового мониторинга», «Рекомендации для родителей одаренных детей» и т. д.); - Использование сети Интернет для обсуждения острых вопросов и распространения информации; - Уголок специалиста «Музыкальный руководитель советует»; -Стенд музыкального руководителя «Интересное о музыке». Особенно понравившаяся новая форма взаимодействия с родителя-ми-авторский информационно-методический журнал для детей и заботливых родителей «Веселые музыканты». Задачи издания журнала: 1. Ознакомление родителей с работой музыкального руководителя в рамках образовательной области «Музыка»; 2. Формирование у родителей знаний о развитии у детей дошкольного возраста музыкальных способностей; 3. Повышение музыкально-педагогической компетентности родителей; 4. Побуждение родителей к взаимодействию с ребенком в различных видах музыкальной деятельности через использование материалов журнала. Тематика журнала: «Скоро Новый год!» «Музыка и здоровье ребенка» «Любим мы играть в оркестре!» «Петь- это здорово!» «Ритмика на радость детям!» «Как хорошо, что есть театр!» и др. Рубрики журнала: Это интересно! (Определение проблемы, интересные факты по теме и т. д.) Родителям на заметку. (Методические рекомендации, совре-менные технологии, «острые»вопросы и ответы на них и т. д.) Поиграем вместе! (Различные виды совместных игр, стихи, за-гадки на тему выпуска) Музыкальная шкатулка. (Любимые детские песни) Праздник веселый к нам пришел! (Информация о празднике месяца) Фотогалерея. (Фоторепортаж с прошедшего праздника, инте-ресные кадры) 3. Музыкально-досуговое направление Досуговое направление в работе с родителями - самое привлека-тельное, востребованное, полезное, но и самым трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет ро-дителям: • Устанавливать теплые неформальные отношения между педа-гогами и родителями; • увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаи-моотношениях; • укреплять детско-родительские связи; • апробировать разные подходы к воспитанию ребенка; • делиться опытом с другими родителями, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью группы; Как новая, мной уже несколько лет используется форма семейного досуга - «Семейные посиделки». В этом формате были проведены мероприятия: «Мы играли в Паповоз» «В гостях у Золушки» «Моя семья – мой отчий дом!» «Неразлучные друзья – взрослые и дети!» Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду, чувство гор-дости за родителей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Сценарии праздников и развлечений были разработаны совместно с воспитателями группы. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам: - выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов; - консультации для родителей; - составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей и членов семей; - распределение ролей взрослых; - подготовка отдельных номеров с родителями; совместных с родителями детских номеров(разучивание стихов, танцев, песен); - индивидуальные встречи и консультации с членами семей и родителями; - изготовление атрибутов, пособий, декораций и т. д. Эти семейные досуги доставляют всем много радостных и вол-нующих минут. Глаза детей светятся неподдельной радостью, а как они гордятся своими родителями! А я восхищаюсь творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами. В результате использования новых форм взаимодействия музыкального руководителя с родителями: 1. Повысился уровень развития музыкальных способностей детей. 2. Повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей: из«зрителей» и «наблюдателей» они стали активными участниками музыкально-педагогического процесса, единомышленниками и помощниками педагогов в ДОУ. 3. Повысилось внимание родителей к жизни ребенка в ДОУ. 4. Родители стали более компетентны в вопросах развития музы-кальных способностей детей дошкольного возраста; 5. Обогатился опыт межличностного взаимодействия детей и родителей. Таким образом, использование новых форм взаимодействия музыкального руководителя с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями, поэтому использование этих форм в работе оправдано, необходимо и должно получить еще большее распространение в дошкольных учреждениях. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.
|
|
Всего комментариев: 0 | |