Среда, 24.04.2024, 04:59
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2017 » Январь » 10 » муз.рук. Маркина М.А.
07:39
муз.рук. Маркина М.А.

                     Фоновая музыка в жизни детского сада.

   Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряют  своей активности.

  Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта , способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом. Музыкальное воспитание ребенка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности  детей.

   Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребенка.

    Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей « вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

     Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, воспитатель-методист. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:

  • создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;
  • развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
  • активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
  • переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
  • психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

   Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.

   Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем. Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышение сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явление природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащению и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.

    Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятиях, подготовка ко сну, подъем и др.) создает эмоционально комфортный климат в группе. Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующих физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.

 

Примерное расписание звучания фоновой музыки

( время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей)

 Время звучания                        Преобладающий эмоциональный тон

7.30-8.00                                        Радостно-спокойный

8.40-9.00                                        Уверенный, активный

12.20-12.40                                    Умиротворенный, нежный

  1. Оптимистично-просветленный, спокойный

 

    Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несет в себе выразительные образы вечных понятий - красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому. Неоценимую помощь в подборе музыкального репертуара может оказать программа музыкального развития детей «Музыкальные шедевры»

О.П. Радыновой.

      Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.И.Чайковского и А.Вивальди «Времена года», балет П.И.Чайковского «Щелкунчик», произведения

В.А. Моцарта и др.

     Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возни-кающие в процессе восприятия, оказывает влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя  умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка может являться ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 

                      Примерный репертуар фоновой музыки

                   (для детей старшего дошкольного возраста)  

 

Функция фоновой музыки                            Примерный репертуар

 

Релаксирующая (расслабляющая)                    К. Дебюсси. «Облака»

                                                                             А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного             квартета                                                             

                                                                              К.В. Глюк. «Мелодия»

Тонизирующая (повышающая                          Э. Григ. «Утро»                                                                           

жизненный тонус, настроение)                         И.С. Бах. «Шутка»

                                                                             И. Штраус. Вальс

                                                    «Весенние голоса»

                                                                            П.И.Чайковский. «Времена года»   «Подснежник»

 

Активизирующая (возбуждающая)                 В.А.Моцарт. «Маленькая ночная серенада»

                                                                             (финал)

                                                                             М.И.Глинка. «Камаринская».

                                                                             В.А. Моцарт. «Турецкое рондо»

П.И.Чайковский. «Вальс цветов»

(из балета «Щелкунчик»)

Успокаивающая (умиротворяющая)               М.И.Глинка. «Жаворонок»

                                                                             А.К.Лядов. «Музыкальная табакерка»

                                                                             К.Сен-Санс. «Лебедь»

                                                                                     Ф.Шуберт. «Серенада»

Организующая (способствующая                             И.С.Бах. «Ария»                                                                      

концентрации внимания при                              А.Вивальди. «Времена года»          («Весна», «Лето»)

организованной деятельности)                          С.С.Прокофьев. «Марш»

                                                                      Ф.Шуберт. «Музыкальный  момент».

 

 

 

Примерное расписание звучания фоновой музыки

 

( время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей)

 

 

Время звучания

Преобладающий эмоциональный тон

 

7.30-8.00                                       

 

Радостно-спокойный

 

 

8.40-9.00                                       

 

Уверенный, активный

 

 

12.20-12.40                                   

 

Умиротворенный, нежный

 

 

15.00-15.16

 

Оптимистично-просветленный, спокойный

 

Просмотров: 154 | Добавил: Rock | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar