09:19 Исламова Татьяна Викторовна | ||||
«Сказки народов Южного Урала» Введение Народные сказки давно являются неотъемлемой частью знакомства с художественной литературой. Самые элементарные и в то же время самые важные представления о нравственных качествах: об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности - формируются у дошкольников, ложатся в сознание и определяют для них нормы поведения после прочтения сказочных произведений. Сказки, мифы, легенды передают характер нравственно-эстетических отношений между людьми и способы регулирующие их. Литература Урала не может рассматриваться вне контекста общероссийской, и не случайно П.П. Бажов, Д.Н. Мамин-Сибиряк - гордость региона - это писатели, пользующиеся всероссийской и мировой известностью. В нашем представлении любая так называемая «региональная» литература, тем более рассчитанная на самых маленьких читателей, должна быть вплетена в большую литературу России, а возможно, и всего мира. Только тогда она обретает общечеловеческий, в том числе и воспитательный смысл, становится хранилищем и универсальных, и национальных культурных ценностей. Педагогическая ценность сказок народов Урала чрезвычайно велика. Помимо всех достоинств, которые вообще отличают сказку как образовательный и воспитательный материал, сказки народов Урала вносят большой вклад в патриотическое воспитание юных граждан. Сказки знакомят детей с жизнью разных народов: русских, башкир, удмуртов, татар, коми, манси, хантов с их национальными обычаями, природой края. Так же как и русские сказки, они проникнуты чувством горячей любви к Родине, ее народу, верой в торжество победы добра над злом. Знакомясь с этими сказками, ребенок невольно начинает сравнивать их с русскими. Возможность и оправданность такого сопоставления заложена в самом характере сказочных сюжетов и образов: сказки разных народов так схожи, что их можно считать национальными вариантами одного и того же произведения, отличающихся самобытностью, духом традиций и отмеченных печатью оригинальности. В этом легко убедиться, сопоставив, например, такие сказки как «Старик, старуха и береза» и «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина; «Береста, брусника и уголек» и «Пузырь, соломинка и лапоть». Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается и в оригинальных сюжетных решениях, и в приемах передачи национальной речи, народного быта, обычаев, фантастического вымысла и композиции. («Зайчик», сказка народов манси и русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко») Наиболее ценными среди сказок народов Урала можно считать сказки, в которых воплощены важнейшие жизненные мотивы, своим существованием обязанные вере народов в добро и справедливость, осуждению лени, тунеядства, жадности, лжи (башкирские сказки «Два барсука», «Лиса сирота»). Забавляя, сказка одновременно несет дошкольнику и идеи, необходимые для развития, понимания нравственно-этических отношений, формирования его личности (удмуртская сказка «Старик со старухой и береза»). Художественные образы сказок оказывают на дошкольников старшего возраста глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности (представление об устройстве мира в мифологии народов Урала) У детей, после прослушивания сказок, немедленно возникает желание проявить свои чувства в действиях. Яркие поступки персонажей дети воспроизводят в играх-инсценировках, драматизациях, рисунках, лепке. Сопереживание с героями для них – школа чувств и познание окружающего мира. С течением времени, расширяется словарь детей, все в большем объеме они начинают понимать художественное слово. Усвоение грамматических конструкций связной речи дает основу для восприятия народного произведения в любой форме (сказка, миф, легенда, сказ). В сказке «Лиса сирота» рассказывается о совместной дружной жизни зверей. Потом пришла лиса и хотела разрушить устоявшийся жизненный уклад. Но находчивость победила хитрость. В каждой сказке о животных есть такой смысл, который полезен ребенку, ведь он должен определять для себя место в жизни, усвоить морально-этические нормы поведения в обществе. Замечательно, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Детям проще воспринимать особенности, формы поведения оценивая животных, а не людей (сказка народов ханты «Мышка»). Детям старшего дошкольного возраста нравятся волшебные сказки. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и ее чудесный вымысел. В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках совершается в семье, конфликты носят семейный характер (удмуртские легенды, мифы, сказка «Пятна на луне», «Старик со старухой и береза»). Сказки учат дошкольника оценивать дела и поступки людей в свете признанных общечеловеческих ценностей, свои собственные поступки с поступками героев. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда становятся частью его мироощущения. БАШКИРСКИЕ СКАЗКИ Медведь и пчелы Давным-давно, когда утка была урядником, а сорока - сотником, жил-был один медведь. Хвост у него был длинным- предлинным и пушистый как у лисы. Полюбился этому медведю мёд. Без мёда жить не может, только и думает, как ему медком полакомиться. Увидит медведь дупло с пчёлами, обрадуется. Влезет он на дерево, разорит гнездо и устроит пир на славу. Пчёлы пытаются ужалить грабителя, да не могут: шерсть у медведя длинная, а жало у пчёл короткое. Пчёлы запутаются в длинной шерсти, а медведю только того и надо. Слезет он с дерева и начнёт валяться по земле, пчёл давить. А затем снова залезет на дерево и спокойно доедает весь мёд - никто ему не мешает. Однажды пришёл в лес человек и видит: сидит на дереве медведь ест мёд, а пчёл пушистым хвостом отгоняет. «Ах ты, косолапый!- думает человек. – Влезу-ка я на дерево и зарублю его топором». Влез человек на дерево, взмахнул топором… но удар пришёлся не по медведю, а по его хвосту, и длинного пушистого хвоста как не бывало. Спрыгнул медведь с дерева и убежал. Так и остался медведь без хвоста и по сей день ходит куцый. Человек осмотрел дупло, поправил гнездо, уложил соты на место и пошёл домой. Пчёлам всё это показалось удивительным. Они спрашивают пчёлку-матку, почему же этот человек не съел их мёд. Пчёлка-матка и сама не знала, но сказала пчёлам, чтобы они догнали человека и спросили об этом. Пчёлы догнали человека, и он ответил им так: - Если я съем ваш мёд, что же тогда останется вам самим на зиму? Вы умрёте с голоду, тогда и я останусь без мёду. Пчёлы вернулись в дупло и передали пчёлке-матке слова человека. Она собрала на совет пчёл, и они решили идти к человеку и просить его помощи, т.е., чтобы он защитил их дупло от злого медведя. Пчёлы сказали человеку: - Избавь нас от злого медведя, возьми к себе, а мы тебе за это спасибо скажем и будем собирать много мёду. - Хорошо, - ответил человек, - я вам сделаю улей. Там вы будете жить и туда будете собирать мёд. С тех пор пчёлы стали жить у человека и кормить его сладким мёдом.
Курица и ястреб Дружила курица с ястребом. Ястреб часто прилетал к курице в гости и рассказывал ей о том, как приятно летать высоко в небе. И вот курице тоже захотелось летать, но выше плетня на своих крыльях она никак не могла подняться. Ястреб начал её учить летать. Не успел он научить курицу летать как следует, как между ними началась ссора, и дружба их окончилась. И до сих пор куры могут взлетать лишь на ограду или на плетень... А дружба их пошла врозь вот почему. У ястреба было на шее красивое ожерелье, а на голове гребешок. На это ожерелье и гребешок очень зарился петух. «Эх, мне бы их! Гребешок я взял бы себе, а ожерелье отдал бы курице», - думал петух. Раз ястреб прилетел к петуху и курице в гости. Они угостили его беленой. На ястреба нашёл такой дурман, что он долго не мог очнуться. В это время петух украл у ястреба ожерелье и гребешок. Ожерелье петух отдал курице, а гребешок взял себе. Известно, что петух любит поважничать: надел он гребешок на голову и пошёл по соседям. Когда ястреб очнулся от белены и пришёл в себя, он увидел: нет у него гребешка на голове, нет и ожерелья на шее. Что делать? - Отдай ожерелье! - потребовал у курицы ястреб. Курица ожерелье не отдаёт, оно очень ей понравилось. Она и не знала, что нельзя брать чужого. Стали курица с ястребом спорить да браниться. Ястреб рассердился и хотел когтями сорвать ожерелье с курицы, но тут ниточка порвалась, и жемчужины рассыпались. - Ладно же, - сказал ястреб. - Видно, пришёл конец нашей дружбе. Но я не забуду этого. И ты ещё вспомнишь меня, да будет поздно! Сказал так ястреб и улетел. Прошло много времени. Ястреб больше не показывался. У курицы появились цыплята. Однажды в солнечный день вывела курица своих цыплят на двор и начала беспечно копаться в земле, выклёвывать что попадётся: червяков, личинок, семечки. Вдруг заметила курица высоко в небе ястреба. Курица обрадовалась: - Летит мой старый друг! Видно, он забыл про ожерелье. А ястреб не забыл, и летел он не затем, чтобы возобновить дружбу. Заметив курицу с цыплятами, ястреб камнем кинулся на землю, схватил когтями одного цыплёнка и улетел с ним. Так он начал мстить курице и петуху за ожерелье и гребешок. Курица горюет, а ястреб не даёт ей покою и каждый год уносит её цыплят. Не зная, как избавиться от этой беды, курица захотела отыскать рассыпанные жемчужины ожерелья и стала с цыплятами и петухом копаться в навозе. Но она не могла найти ни одной жемчужины. Как-то раз петух нашёл одну жемчужину, но оставил её без внимания. До жемчужины ли было петуху, когда такой гребешок красовался у него на голове! А курица с тех пор разрывает навоз, всё роется и ищет жемчужины от ожерелья. Ищет и не находит...
Два барсука Барсук и барсучиха целыми днями бегали по полю и ловили мышей. Однажды они увидели вдалеке верблюда. Барсук и говорит барсучихе: - Давай пока оставим мышей, пойдем ловить верблюда! Но та не спешила следовать за мужем. - Мы столько гонялись за мышами, что устали сами и утомили мышей. Что теперь бросим уставших мышей и погонимся за неуставшим верблюдом? Или даром говорили старики, что сегодняшнее яйцо дороже завтрашней курицы? Если слова стариков справедливы, зачем нам бросать мышей? Но барсук стоял на своем: - Очень нужно гоняться за этими противными мышами, когда есть верблюд! И с этими словами он бросил барсучиху и пошел прочь. А барсучиха осталась. Она поймала несколько обессиливших мышей, съела их и, насытившись, легла и уснула. Вскоре вернулся и барсук, который ничего не поймал и не добыл, а только смертельно устал от бесполезной беготни. Свалился он на землю подле барсучихи, а та спрашивает: - Ну как поймал верблюда? - Нет, не поймал, - отвечает барсук, едва шевеля языком. - Разве я не говорила тебе, чтобы ты не оставлял уставших мышей? Разве сегодняшнее яйцо не оказалось дороже завтрашней курицы? Горько раскаивался барсук в том, что не послушался барсучиху, От обиды и раскаяния всплакнул.
Лиса и петух Лиса похитила заячью шкурку, которую повесили сушиться, бог знает, для чего она ей понадобилась – шкурку не съешь! Да и шуба лисе ни к чему – свой мех куда как хорош. Конечно же, для какого-нибудь плутовства! Лиса ведь этим только и занимается: ей бы кого обхитрить или обмануть. Однажды лиса укрылась заячьей шкуркой и пришла в аул воровать кур: она- то знала, что куры не бояться зайцев. Не только куры – даже воробьи их не боятся! Видит лиса: за оградой крайнего дома клюёт зерна петух с курицей. К ним-то она и направилась, укрытая заячьей шкуркой. Увидела её курица, говорит петуху: - Глянь-ка, кто сюда идёт! Взглянул петух, гордо выкатил грудь и отвечает: - Не бойся, это всего лишь косой! - И продолжает себе клевать зёрна. А лиса подскочила к ним, схватила курицу и была такова. Петух только закукарекал от удивления, а потом, стыдясь и горюя, вернулся к себе во двор. Видя опечаленного вожака, сбежались со всех сторон куры: Что случилось? Что приключилось? Почему ты такой грустный? – наперебой стали они расспрашивать петуха. А тот только поводит веками, точно плачет, и отвечает им: - Мою подружку унёс заяц. Куры переглянулись и дружно рассмеялись. - Ну ты и скажешь! Чудные у тебя шутки! Рассердился петух. От злости у него даже гребешок покраснел. - Что смеётесь, глупые. Я вам говорю то, что видел собственными глазами. А куры всё равно не верят, хотя в испуге перед ним делают вид, будто поверили его словам. А тот продолжает петушиться: - Эх, не заметил, проморгал! Иначе бы сел на загривок того нахального зайчишки и заклевал бы его до смерти. Вот попадётся он мне в другой раз - я ему покажу! - И он храбро закукарекал. Однажды лиса вновь появилась под прикрытием заячьей шкурки. Заметил петух да как закричит: - Ага, попался вор! - И взлетел на загривок лисы. Та и опомниться не успела, даже не разглядела, что за хищник на неё напал, и потому пустилась что есть мочи наутёк. А петух возвратился, держа в когтях заячью шкурку. - Смотрите, - сказал он курам, - я содрал с него шкуру! Голый от меня сбежал, весь розовый без своей шкуры. Успел-таки унести ноги, иначе бы я его прикончил. Курам ничего не оставалось, как только дивиться отваге своего вожака. - Ну и смел же ты! – наперебой хвалили они петуха. А тот продолжает бахвалиться: - Пока я живу с вами, никого не смейте бояться! Не только зайца - я самой лисы не боюсь. И вы тоже не бойтесь, будьте спокойны. На следующий день, вечером, лиса опять появилась на том же дворе. Увидев её петух, подумал: ага, снова появился тот голый заяц. Сейчас я его схвачу! И он опять взлетел на загривок лисы. Та отбежала в сторону и стала притворно молить петуха: - Петушок, дорогой, не губи меня понапрасну! Не убивай, пожалуйста! А тот ещё больше петушиться: - Тогда я содрал с тебя шкуру, теперь выну душу, проклятый заяц! Куда девал мою курицу? Ну, отвечай, злодей! А лиса продолжает хитрить: - Она жива и здорова, дружок мой петушок, не гневайся и не расстраивайся понапрасну. Она сейчас в лесу. Пойдем со мной, и ты вернёшься вместе со своей курицей. - Пока ты не вернёшь её обратно, я с тебя не сойду, - отвечает ей петух. - Так ведь мы к ней и пойдём! – говорит лиса.- Потерпи малость, и курица будет с тобой. Стоило им оказаться в лесу, как лиса упала на спину и схватила петуха зубами. И остались от глупого петуха только перья да пух.
| ||||
|
Всего комментариев: 0 | |