Суббота, 19.09.2020, 16:14
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2017 » Апрель » 12 » Исламова Татьяна Викторовна
09:19
Исламова Татьяна Викторовна

«Сказки народов Южного Урала»

Введение

Народные сказки давно являются неотъемлемой частью знакомства с художественной литературой.

Самые элементарные и в то же время самые важные представления о нравственных качествах: об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности - формируются у дошкольников, ложатся в сознание и определяют для них нормы поведения после прочтения сказочных произведений. Сказки, мифы, легенды передают характер нравственно-эстетических отношений между людьми и способы регулирующие их.

Литература Урала не может рассматриваться вне контекста общероссийской, и не случайно П.П. Бажов, Д.Н. Мамин-Сибиряк - гордость региона - это писатели, пользующиеся всероссийской и мировой известностью. В нашем представлении любая так называемая «региональная» литература, тем более рассчитанная на самых маленьких читателей, должна быть вплетена в большую литературу России, а возможно, и всего мира. Только тогда она обретает общечеловеческий, в том числе и воспитательный смысл, становится хранилищем и универсальных, и национальных культурных ценностей.

Педагогическая ценность сказок народов Урала чрезвычайно велика. Помимо всех достоинств, которые вообще отличают сказку как образовательный и воспитательный материал, сказки народов Урала вносят большой вклад в патриотическое воспитание юных граждан. Сказки знакомят детей с жизнью разных народов: русских, башкир, удмуртов, татар, коми, манси, хантов с их национальными обычаями, природой края.

Так же как и русские сказки, они проникнуты чувством горячей любви к Родине, ее народу, верой в торжество победы добра над злом.

Знакомясь с этими сказками, ребенок невольно начинает сравнивать их с русскими. Возможность и оправданность такого сопоставления заложена в самом характере сказочных сюжетов и образов: сказки разных народов так схожи, что их можно считать национальными вариантами одного и того же произведения, отличающихся самобытностью, духом традиций и отмеченных печатью оригинальности. В этом легко убедиться, сопоставив, например, такие сказки как «Старик, старуха и береза» и «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина; «Береста, брусника и уголек» и «Пузырь, соломинка и лапоть».

Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается и в оригинальных сюжетных решениях, и в приемах передачи национальной речи, народного быта, обычаев, фантастического вымысла и композиции. («Зайчик», сказка народов манси и русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»)

Наиболее ценными среди сказок народов Урала можно считать сказки, в которых воплощены важнейшие жизненные мотивы, своим существованием обязанные вере народов в добро и справедливость, осуждению лени, тунеядства, жадности, лжи (башкирские сказки «Два барсука», «Лиса сирота»).

Забавляя, сказка одновременно несет дошкольнику и идеи, необходимые для развития, понимания нравственно-этических отношений, формирования его личности (удмуртская сказка «Старик со старухой и береза»). Художественные образы сказок оказывают на дошкольников старшего возраста глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности (представление об устройстве мира в мифологии народов Урала)

У детей, после прослушивания сказок, немедленно возникает желание проявить свои чувства в действиях. Яркие поступки персонажей дети воспроизводят в играх-инсценировках, драматизациях, рисунках, лепке. Сопереживание с героями для них – школа чувств и познание окружающего мира.

С течением времени, расширяется словарь детей, все в большем объеме они начинают понимать художественное слово.

Усвоение грамматических конструкций связной речи дает основу для восприятия народного произведения в любой форме (сказка, миф, легенда, сказ).

В сказке «Лиса сирота» рассказывается о совместной дружной жизни зверей. Потом пришла лиса и хотела разрушить устоявшийся жизненный уклад. Но находчивость победила хитрость. В каждой сказке о животных есть такой смысл, который полезен ребенку, ведь он должен определять для себя место в жизни, усвоить морально-этические нормы поведения в обществе.

Замечательно, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Детям проще воспринимать особенности, формы поведения оценивая животных, а не людей (сказка народов ханты «Мышка»).

Детям старшего дошкольного возраста нравятся волшебные сказки. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и ее чудесный вымысел. В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках совершается в семье, конфликты носят семейный характер (удмуртские легенды, мифы, сказка «Пятна на луне», «Старик со старухой и береза»).

Сказки учат дошкольника оценивать дела и поступки людей в свете признанных общечеловеческих ценностей, свои собственные поступки с поступками героев.

Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда становятся частью его мироощущения.

БАШКИРСКИЕ СКАЗКИ

Медведь и пчелы

Давным-давно, когда утка была урядником, а сорока - сотником, жил-был один медведь. Хвост у него был длинным- предлинным и пушистый как у лисы. Полюбился этому медведю мёд. Без мёда жить не может, только и думает, как ему медком полакомиться.

Увидит медведь дупло с пчёлами, обрадуется. Влезет он на дерево, разорит гнездо и устроит пир на славу. Пчёлы пытаются ужалить грабителя, да не могут: шерсть у медведя длинная, а жало у пчёл короткое. Пчёлы запутаются в длинной шерсти, а медведю только того и надо. Слезет он с дерева и начнёт валяться по земле, пчёл давить. А затем снова залезет на дерево и спокойно доедает весь мёд - никто ему не мешает.

Однажды пришёл в лес человек и видит: сидит на дереве медведь ест мёд, а пчёл пушистым хвостом отгоняет.

«Ах ты, косолапый!- думает человек. – Влезу-ка я на дерево и зарублю его топором».

Влез человек на дерево, взмахнул топором… но удар пришёлся не по медведю, а по его хвосту, и длинного пушистого хвоста как не бывало. Спрыгнул медведь с дерева и убежал. Так и остался медведь без хвоста и по сей день ходит куцый.

Человек осмотрел дупло, поправил гнездо, уложил соты на место и пошёл домой.

Пчёлам всё это показалось удивительным. Они спрашивают пчёлку-матку, почему же этот человек не съел их мёд.

Пчёлка-матка и сама не знала, но сказала пчёлам, чтобы они догнали человека и спросили об этом.

Пчёлы догнали человека, и он ответил им так:

- Если я съем ваш мёд, что же тогда останется вам самим на зиму? Вы умрёте с голоду, тогда и я останусь без мёду.

Пчёлы вернулись в дупло и передали пчёлке-матке слова человека. Она собрала на совет пчёл, и они решили идти к человеку и просить его помощи, т.е., чтобы он защитил их дупло от злого медведя.

Пчёлы сказали человеку:

- Избавь нас от злого медведя, возьми к себе, а мы тебе за это спасибо скажем и будем собирать много мёду.

- Хорошо, - ответил человек, - я вам сделаю улей. Там вы будете жить и туда будете собирать мёд.

С тех пор пчёлы стали жить у человека и кормить его сладким мёдом.

Вопросы детям:

  • Ребята, а вы бывали в лесу? Видели ли там пчел? Где еще можно встретить пчел?
  • Зачем медведь полез на дерево?
  • Как медведь лишился своего хвоста?
  • За что человек наказал медведя – разве мед не принадлежал медведю?
  • Почему хвост у медведя после встречи с человеком стал куцым?
  • Как человек проявил заботу о пчелах?
  • Как характеризует человека забота о пчелах?
  • Как вы считаете, что было бы с пчелами, если бы человек не помог им?
  • Как вы думаете, пчелы помогают человеку?
  • Чем полезен мед для человека?

Хорошо понаблюдать с детьми за пчелами на прогулке, у цветников, на зеленой поляне. Если такой возможности нет, можно послушать жужжание пчел в записи.

Можно предложить детям описать героев сказки (обожал мед – сладкоежка, пожирал мед - обжора) нарисовать сюжет по прочитанной сказке. Рисунки не обязательно должны быть предметными, можно в цвете передать своё отношение к героям сказки.

Курица и ястреб

Дружила курица с ястребом. Ястреб часто приле­тал к курице в гости и рассказывал ей о том, как приятно летать высоко в небе. И вот курице тоже захотелось летать, но выше плетня на своих крыль­ях она никак не могла подняться.

Ястреб начал её учить летать. Не успел он на­учить курицу летать как следует, как между ними началась ссора, и дружба их окончилась. И до сих пор куры могут взлетать лишь на ограду или на пле­тень...

А дружба их пошла врозь вот почему. У ястреба было на шее красивое ожерелье, а на голове гребешок. На это ожерелье и гребешок очень зарился петух.

«Эх, мне бы их! Гребешок я взял бы себе, а ожере­лье отдал бы курице», - думал петух.

Раз ястреб прилетел к петуху и курице в гости. Они угостили его беленой. На ястреба нашёл такой дурман, что он долго не мог очнуться. В это время петух украл у ястреба ожерелье и гребешок. Оже­релье петух отдал курице, а гребешок взял себе. Из­вестно, что петух любит поважничать: надел он гре­бешок на голову и пошёл по соседям.

Когда ястреб очнулся от белены и пришёл в себя, он увидел: нет у него гребешка на голове, нет и оже­релья на шее. Что делать?

- Отдай ожерелье! - потребовал у курицы ястреб.

Курица ожерелье не отдаёт, оно очень ей по­нравилось. Она и не знала, что нельзя брать чужого. Стали курица с ястребом спорить да браниться.

Ястреб рассердился и хотел когтями сорвать оже­релье с курицы, но тут ниточка порвалась, и жемчу­жины рассыпались.

- Ладно же, - сказал ястреб. - Видно, пришёл конец нашей дружбе. Но я не забуду этого. И ты ещё вспомнишь меня, да будет поздно!

Сказал так ястреб и улетел.

Прошло много времени. Ястреб больше не по­казывался.

У курицы появились цыплята. Однажды в сол­нечный день вывела курица своих цыплят на двор и начала беспечно копаться в земле, выклёвывать что попадётся: червяков, личинок, семечки. Вдруг заметила курица высоко в небе ястреба. Курица об­радовалась:

- Летит мой старый друг! Видно, он забыл про ожерелье.

А ястреб не забыл, и летел он не затем, чтобы во­зобновить дружбу. Заметив курицу с цыплятами, ястреб камнем кинулся на землю, схватил когтями одного цыплёнка и улетел с ним. Так он начал мстить курице и петуху за ожерелье и гребешок.

Курица горюет, а ястреб не даёт ей покою и каж­дый год уносит её цыплят.

Не зная, как избавиться от этой беды, курица захотела отыскать рассыпанные жемчужины оже­релья и стала с цыплятами и петухом копаться в навозе. Но она не могла найти ни одной жем­чужины.

Как-то раз петух нашёл одну жемчужину, но ос­тавил её без внимания. До жемчужины ли было пе­туху, когда такой гребешок красовался у него на го­лове!

А курица с тех пор разрывает навоз, всё роется и ищет жемчужины от ожерелья. Ищет и не находит...

Вопросы детям:

  • О чем рассказывает сказка?
  • Из-за чего случилась ссора ястреба с курицей?
  • Что интересного в сказке?
  • Можем ли мы поверить этой сказке?

Два барсука

Барсук и барсучиха целыми днями бегали по полю и ловили мышей. Однажды они увидели вдалеке верблюда. Барсук и говорит барсучихе:

- Давай пока оставим мышей, пойдем ловить верблюда!

Но та не спешила следовать за мужем.

- Мы столько гонялись за мышами, что устали сами и утомили мышей. Что теперь бросим уставших мышей и погонимся за неуставшим верблюдом? Или даром говорили старики, что сегодняшнее яйцо дороже завтрашней курицы? Если слова стариков справедливы, зачем нам бросать мышей?

Но барсук стоял на своем:

- Очень нужно гоняться за этими противными мышами, когда есть верблюд! И с этими словами он бросил барсучиху и пошел прочь. А барсучиха осталась. Она поймала несколько обессиливших мышей, съела их и, насытившись, легла и уснула.

Вскоре вернулся и барсук, который ничего не поймал и не добыл, а только смертельно устал от бесполезной беготни. Свалился он на землю подле барсучихи, а та спрашивает:

- Ну как поймал верблюда?

- Нет, не поймал, - отвечает барсук, едва шевеля языком.

- Разве я не говорила тебе, чтобы ты не оставлял уставших мышей? Разве сегодняшнее яйцо не оказалось дороже завтрашней курицы?

Горько раскаивался барсук в том, что не послушался барсучиху, От обиды и раскаяния всплакнул.

Вопросы детям

  • Почему барсук решил охотиться на верблюда?
  • Почему барсучиха отказалась охотиться на верблюда?
  • Как вы понимаете выражение: Сегодняшнее яйцо дороже завтрашней курицы?
  • Какое настроение было у барсука после неудачной охоты?
  • Знаете ли вы пословицу, по смыслу подходящую этой?
  • Как вы понимаете такую поговорку: «Сегодня яйцо дороже завтрашней курицы!»

Через несколько дней после чтения сказки можно предложить детям эту сказку кому-нибудь пересказать (например, тому, кто ее не слышал, можно даже любимым игрушкам). Чтобы точно рассказать сказку, можно сделать к ней «подсказку». Вместе с ребёнком вспомнить последовательность основных эпизодов сказки.

Лиса и петух

Лиса похитила заячью шкурку, которую повесили сушиться, бог знает, для чего она ей понадобилась – шкурку не съешь! Да и шуба лисе ни к чему – свой мех куда как хорош. Конечно же, для какого-нибудь плутовства! Лиса ведь этим только и занимается: ей бы кого обхитрить или обмануть.

Однажды лиса укрылась заячьей шкуркой и пришла в аул воровать кур: она- то знала, что куры не бояться зайцев. Не только куры – даже воробьи их не боятся!

Видит лиса: за оградой крайнего дома клюёт зерна петух с курицей. К ним-то она и направилась, укрытая заячьей шкуркой. Увидела её курица, говорит петуху:

- Глянь-ка, кто сюда идёт!

Взглянул петух, гордо выкатил грудь и отвечает:

- Не бойся, это всего лишь косой! - И продолжает себе клевать зёрна.

А лиса подскочила к ним, схватила курицу и была такова. Петух только закукарекал от удивления, а потом, стыдясь и горюя, вернулся к себе во двор. Видя опечаленного вожака, сбежались со всех сторон куры:

Что случилось? Что приключилось? Почему ты такой грустный? – наперебой стали они расспрашивать петуха. А тот только поводит веками, точно плачет, и отвечает им:

- Мою подружку унёс заяц.

Куры переглянулись и дружно рассмеялись.

- Ну ты и скажешь! Чудные у тебя шутки!

Рассердился петух. От злости у него даже гребешок покраснел.

- Что смеётесь, глупые. Я вам говорю то, что видел собственными глазами.

А куры всё равно не верят, хотя в испуге перед ним делают вид, будто поверили его словам. А тот продолжает петушиться:

- Эх, не заметил, проморгал! Иначе бы сел на загривок того нахального зайчишки и заклевал бы его до смерти. Вот попадётся он мне в другой раз - я ему покажу! - И он храбро закукарекал.

Однажды лиса вновь появилась под прикрытием заячьей шкурки. Заметил петух да как закричит:

- Ага, попался вор! - И взлетел на загривок лисы. Та и опомниться не успела, даже не разглядела, что за хищник на неё напал, и потому пустилась что есть мочи наутёк. А петух возвратился, держа в когтях заячью шкурку.

- Смотрите, - сказал он курам, - я содрал с него шкуру! Голый от меня сбежал, весь розовый без своей шкуры. Успел-таки унести ноги, иначе бы я его прикончил.

Курам ничего не оставалось, как только дивиться отваге своего вожака.

- Ну и смел же ты! – наперебой хвалили они петуха.

А тот продолжает бахвалиться:

- Пока я живу с вами, никого не смейте бояться! Не только зайца - я самой лисы не боюсь. И вы тоже не бойтесь, будьте спокойны.

На следующий день, вечером, лиса опять появилась на том же дворе. Увидев её петух, подумал: ага, снова появился тот голый заяц. Сейчас я его схвачу! И он опять взлетел на загривок лисы. Та отбежала в сторону и стала притворно молить петуха:

- Петушок, дорогой, не губи меня понапрасну! Не убивай, пожалуйста!

А тот ещё больше петушиться:

- Тогда я содрал с тебя шкуру, теперь выну душу, проклятый заяц! Куда девал мою курицу? Ну, отвечай, злодей!

А лиса продолжает хитрить:

- Она жива и здорова, дружок мой петушок, не гневайся и не расстраивайся понапрасну. Она сейчас в лесу. Пойдем со мной, и ты вернёшься вместе со своей курицей.

- Пока ты не вернёшь её обратно, я с тебя не сойду, - отвечает ей петух.

- Так ведь мы к ней и пойдём! – говорит лиса.- Потерпи малость, и курица будет с тобой.

Стоило им оказаться в лесу, как лиса упала на спину и схватила петуха зубами. И остались от глупого петуха только перья да пух.

Вопросы детям:

  • О чем говорится в этой сказке?
  • Какой по характеру вам представляется лиса в этой сказке? Вспомните сказки (их названия), где встречается хитрюга лиса
  • В чем заключалась хитрость лисы в сказке?
  • Какого героя и из какой сказки напоминает вам петух? ( «Заяц-хваста» ( зайца)
  • Что вы можете сказать о характере петуха?
  • Чем закончилась сказка?
  • Почему она закончилась так грустно?
  • Чему учит эта сказка?

При ответах на эти вопросы важно помочь детям дать развёрнутый ответ, постараться вспомнить, какими словами говорится об этом в сказке.

Предложить детям речевыми и не речевыми средствами передать такие чувства героев как грусть, гнев, хитрость, хвастовство, испуг.

Предложить детям разыграть сценку диалога лисы и петуха.

 

Просмотров: 62 | Добавил: Rock | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar