Суббота, 19.09.2020, 15:01
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2017 » Январь » 19 » старший воспитатель Василенко С.Ю.
07:19
старший воспитатель Василенко С.Ю.

Методические рекомендации

для педагогов ДОУ по самообразованию

 

          Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.  Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического колледжа или ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается   в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

       Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Можно определить составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:


• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственно образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации.


• Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

 

• Стремительный рост современной науки. (Особенно психологии и педагогики).

 

 • Изменения, происходящие в жизни общества, формируют образ педагога как «несовременного человека».

 

• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.

 

• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим».  «Плохим» педагогом быть обидно.

 

• Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

 

• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?

В чем заключается суть процесса самообразования?

        Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний и где их искать?

  • Телевидение.
  • Газеты, журналы.
  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).
  • Интернет.
  • Видео, аудио информация на различных носителях.
  • Платные курсы.
  • Семинары и конференции.
  • Мастер-классы.
  • Мероприятия по обмену опытом.
  • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и т.д.
  • Курсы повышения квалификации.

Организация работы по самообразованию.

Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию.

Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.

Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его интересов.

К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы. Наиболее часто возникают следующие проблемы:

- не могут определиться с темой по самообразованию, выделить её актуальность;

- не могут правильно сформулировать тему самообразования;

- при подборе литературы теряются в её изобилии, затрудняются в правильном выборе;

- при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал;

- не могут сформулировать цель и задачи работы.
Предлагаем свои решения обозначенных проблем:

Таблица 1

 

Возможная проблема

                                              Пути решения

Не могут определиться с темой самообразования

  • выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат
  • определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса.

     Не могут правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность.

 

 

 

При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе.

Формулируйте темы по схемам:

 - ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;

 - ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
 - Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или   формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО.
Например:
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста».

Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:

Изучаемый
процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение
Исследование
Развитие
Формирование
Становление
Воспитание
Анализ
Разработка
Организация
Влияние

 и т.п.

Познавательные способности
Познавательная активность
Умение что-то делать
Личностные качества
Любознательность
Самостоятельность
Наблюдательность
и.т.п.

В ННОД по ОО «Музыка»
На экскурсиях в природу
В процессе изучения чего-либо
В процессе знакомства с чем-либо
В игровой деятельности

и т.п.

Например:
«Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий в природу».
Определение актуальности:
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

  • Подбор литературы осуществляйте следующим образом:
    - просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;
    - ответьте на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?
    С чего начать изучение подобранной литературы:
    - начните с изучения традиционных методик по данной проблеме;
    - изучите современные взгляды на проблему;
    - используйте опыт других педагогов и ДОУ.

При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал.

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;
  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;
  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;
  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

Не могут сформулировать цель и задачи работы.

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
Например:
Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста».
Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи – пути достижения поставленной цели.
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
Схема формулирования задач:

      Содержание деятельности       исследования

Частичный предмет
исследования

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.

Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.

 

 

Этапы работы по самообразованию:

 

1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

  Включает в себя:

-  Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

-  Изучение периодической печати.

-  Посещение библиотек.

-  Знакомство с работами других педагогов.

-  Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

 

2. Практический этап.

  На данном этапе педагог может:

-  Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.

-  Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.

-  Разработка конспектов ННОД.

-  Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.

-  Подготовить консультации по теме.

-  Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление перспективного плана и подбор методов, приемов для развития детей.

-  Разработать проект.

-  Разработать опросники для диагностирования детей.

-  Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.

-  Создать собственные методические пособия, атрибуты.

-  Участвовать в работе конференций, семинаров.

 

3. Итоговый этап (отчет).

  Формы отчета:

-  Презентация проекта.

-  Выступления на педсоветах, «творческих гостиных» - по обмену опытом и        педагогических находок.

-  Открытые просмотры.

-  Мастер – классы.

-  Участие в конкурсах «Воспитатель года», «Педагог-психолог года» и т.д.

-  Консультации для педагогов по теме самообразования.

-  Внедрение в педагогический процесс проектов, рабочих учебных программ,

   методических пособий.

-  Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме само  

   образования (проблеме).

-  Неделя педагогического мастерства.

-  Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.

-  Выставки работ воспитателей и детей по темам самообразования.

 

 Предлагается образец ведения плана самообразования (см. Приложение 1 и Приложение 2).

Воспитатели, обучающиеся в педагогических вузах, планы самообразования не ведут. Однако педагог может поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам.

В конце учебного года все педагоги составляют отчет о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете. (см. Приложение 3).

 

 

Результаты самообразования  

 

Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Список используемой литературы:

 

1.Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом / К.Ю. Белая. - М., 1996.

2.Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: Издательство: Скрипторий, 2003.

3. Львова Л.Т.. Держим на контроле / Л.Т. Львова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 11. - С. 10-17.

 

 

 

Приложение 1

 Образец ведения плана самообразования.

План самообразования

 

Год

Этап

Содержание работы

Результат /

форма отчетности

Срок

выполнения

2015 – 2016

уч. год

1

1. Изучение  научно-

методической и учебно-методической литературы по данной теме.

 

2. Изучение периодической печати (подбор статей из журналов и газет).

 

3. Разработка перспективного плана на 2012-2013 учебный год.

 

4. Знакомство с работами других специалистов (просмотры  сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов).

 

5. Проведение мероприятий по плану.

 

6. Изготовление демонстрационного материала «…»,

картотеки «…» и т.д.

 

7. Разработка конспектов ННОД по теие самообразования.

Картотека методической литературы.

 

 

 

 

Перспективный план на 2012-2013 учебный год

 

Сообщение на ПС или МС.

 

 

 

 

 

 

 

Оформление конспектов ННОД.

сентябрь

2015– 2016

уч. год

2

1.  Изучение  научно-

методической и учебно-методической литературы по данной теме.

 

2.  Оформление наглядно-иллюстративного материала «…».

Оформление методической папки материалов.

 

3. Проведение консультации, семинара-практикума для педагогов, родителей.

 

4. Оформление информационного листа на тему: «…».

 

 

4 Оформление выставки совместного творчества детей и родителей «…».

 

Пополнение картотеки методической литературы

 

Методическая папка «…».

 

 

Сообщение на родительском собрании.

Информационный лист – ширма — передвижка.

 

Выставка работ.

 

Выступление на ПС, МС.

 

2015 – 2016

уч. год

3

Показ открытого мероприятия.

Обобщение опыта.

 

Оформление методических рекомендаций.

Презентация.

 

 

 

 

Приложение 2

Перспективный план работы

по самообразованию на 2012 – 2013 учебный год

 

Месяцы

Деятельность

Отметка о

выполнении

    Сентябрь

 

 

Октябрь

 

 

Ноябрь

 

 

Декабрь

 

 

Январь

 

 

Февраль

 

 

Март

 

 

Апрель

 

 

Май

 

 

Приложение  3

 

Памятка для анализа  процесса самообразования.

 

- Оправдал ли себя план?

- Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования.

- Планировалась ли исследовательская работа.

- Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования.

- Этапы проработки материала.

- Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.

- Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)

- Творческое сотрудничество (с педагогами, специалистами, старшим воспитателем и др.)

- Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.

  • Постановка новых задач.

 

 

Приложение 4

 

Требования к педагогам по самообразованию

при подготовке к аттестации:

 

  • Работа по теме самообразования не менее 1 года;
  • Изучение научно-методической литературы;
  • Разработка перспективных планов, конспектов ННОД по теме, сценариев;
  • Создание предметно-развивающей среды в группе;
  • Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
  • Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;
  • Обучение на курсах повышения квалификации;
  • Выступление с докладом об опыте работы на педсовете;
  • Участие в семинарах, консультациях, конференциях;
  • Показ открытого мероприятия;
  • Активное участие в работе методического объединения района;
  • Участие  в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;
  • Обобщение опыта работы по теме самообразования.

 

ст. воспитатель Василенко С.Ю.

Просмотров: 57 | Добавил: Rock | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar