07:19 старший воспитатель Василенко С.Ю. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по самообразованию
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического колледжа или ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Можно определить составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
• Стремительный рост современной науки. (Особенно психологии и педагогики).
• Изменения, происходящие в жизни общества, формируют образ педагога как «несовременного человека».
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». «Плохим» педагогом быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом? В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний и где их искать?
Организация работы по самообразованию. Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года. Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его интересов. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы. Наиболее часто возникают следующие проблемы: - не могут определиться с темой по самообразованию, выделить её актуальность; - не могут правильно сформулировать тему самообразования; - при подборе литературы теряются в её изобилии, затрудняются в правильном выборе; - при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал; - не могут сформулировать цель и задачи работы. Таблица 1
Этапы работы по самообразованию:
1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный). Включает в себя: - Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. - Изучение периодической печати. - Посещение библиотек. - Знакомство с работами других педагогов. - Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.
2. Практический этап. На данном этапе педагог может: - Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает. - Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования. - Разработка конспектов ННОД. - Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей. - Подготовить консультации по теме. - Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление перспективного плана и подбор методов, приемов для развития детей. - Разработать проект. - Разработать опросники для диагностирования детей. - Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог. - Создать собственные методические пособия, атрибуты. - Участвовать в работе конференций, семинаров.
3. Итоговый этап (отчет). Формы отчета: - Презентация проекта. - Выступления на педсоветах, «творческих гостиных» - по обмену опытом и педагогических находок. - Открытые просмотры. - Мастер – классы. - Участие в конкурсах «Воспитатель года», «Педагог-психолог года» и т.д. - Консультации для педагогов по теме самообразования. - Внедрение в педагогический процесс проектов, рабочих учебных программ, методических пособий. - Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме само образования (проблеме). - Неделя педагогического мастерства. - Анализ взаимопосещений, видеоматериалов. - Выставки работ воспитателей и детей по темам самообразования.
Предлагается образец ведения плана самообразования (см. Приложение 1 и Приложение 2). Воспитатели, обучающиеся в педагогических вузах, планы самообразования не ведут. Однако педагог может поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам. В конце учебного года все педагоги составляют отчет о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете. (см. Приложение 3).
Результаты самообразования
Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал. Список используемой литературы:
1.Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом / К.Ю. Белая. - М., 1996. 2.Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: Издательство: Скрипторий, 2003. 3. Львова Л.Т.. Держим на контроле / Л.Т. Львова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 11. - С. 10-17.
Приложение 1 Образец ведения плана самообразования. План самообразования
Приложение 2 Перспективный план работы по самообразованию на 2012 – 2013 учебный год
Приложение 3
Памятка для анализа процесса самообразования.
- Оправдал ли себя план? - Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. - Планировалась ли исследовательская работа. - Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. - Этапы проработки материала. - Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д. - Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.) - Творческое сотрудничество (с педагогами, специалистами, старшим воспитателем и др.) - Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.
Приложение 4
Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:
ст. воспитатель Василенко С.Ю. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |