ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.
- Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
- Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители — взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умеющие анализировать ситуации, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить их нужный и полезный совет.
- Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.
- В то же время преобладающая часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.
- Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны лишь в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе сними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители — его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.
- Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично воспитатель вовлекает и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
- На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т.е. их активное участие в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие.
- Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.
- Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения эффективных результатов.
- Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:
- Ø первый — актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;
- Ø второй — педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;
- Ø третий — партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход.
- Внедрение такой методики позволяет создать усложненную систему работы с родителями, представленную двумя блоками, каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности.
- Основные блоки по работе с родителями
Блоки
|
Основные задачи
|
Формы
|
Педагогическое просвещение родителеЙ
|
Повышение педагогической грамотности родителей
|
Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, работа творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации и др.
|
Включение родителей в деятельность ДОУ
|
Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью дошкольного учреждения
|
Соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, работа кружков, совместные мероприятия и др.
|
16. Для реализации содержания этой работы в ДОУ используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно их сочетание : беседу, задушевный разговор, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.
Совместные мероприятия педагогов и родителей
|
|
1. Родительские собрания
|
2. Конференции
|
3. Консультации
|
4. Беседы
|
5. Вечера для родителей
|
6. Кружки для родителей
|
7. Тематические выставки
|
8. Диспуты
|
9. Педагогические советы
|
10. Попечительский совет
|
11. Встреча с администрацией
|
12. Школа для родителей
|
13. Посещение семей на дому
|
14. Родительский комитет
|
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей
|
15. Дни открытых дверей
|
16. Турниры знатоков
|
17. Кружки
|
18. КВН, викторины
|
19. Праздники
|
20. Семейные конкурсы
|
21. Выпуск газеты
|
22. Просмотры фильмов
|
23. Концерты
|
24. Оформление групп
|
25. Соревнования
|
26. Благоустройство ДОУ и территории
|
- Однако часто используются в основном стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, конференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины, фактически не проводятся.
- Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно, воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.
- Причинами являются:
- 1) недостаточное знание специфики семейного воспитания;
- 2) неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
- 3) неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.
- Анализ теории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему на современном этапе — организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов — создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах. Например, формы познавательной деятельности — это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей и т.д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.
- Формы трудовой деятельности — оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т.п.
- Формы досуга — подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и др.
- Формы активизации — дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др.
- Наглядные формы: библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и др.
- Из сравнительно новых форм работы с родителями следует отметить видеофильмы, которые создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.
- Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты. В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты, родители и дети.
- В теории и практике определен ряд общих задач по работе с родителями в дошкольных учреждениях:
- — изучение интересов, мнений и запросов родителей, не реализуемых в других социальных институтах;
- — обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;
- — использование опыта деятельности других дошкольных учреждений для построения модели взаимодействия с родителями;
- — расширение средств и способов работы с родителями;
- — обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы.
- Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. В соответствии с нормативно-правовой базой ДОУ родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образ-го процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы сам-но на родительских собраниях, конференциях и в других формах работы.
- В настоящее время все чаще ДОУ стали проводить родительские конференции, которые предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний об образовании детей, которые могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом и др. Конференции требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей, орг-цию выставок детских рисунков, книг, концерта детей.
- Структура конференции:
- 1) слово руководителя ДОУ;
- 2) выступления родителей (3-5) о семейном опыте по данной проблеме;
- 3) видеофильмы;
- 4) выступления желающих;
- 5) выступления детей;
- 6) подведение итогов
|